Источник фото: centereco.ru
Бодайбо - региональный аэропорт в городе Бодайбо Иркутской области. Обеспечивает регулярное авиасообщение с областным центром — Иркутском (882 км). Является основным транспортным звеном Бодайбинского района, наряду с таёжной автотрассой Бодайбо — Таксимо (240 км), находящейся в неудовлетворительном состоянии. Сухопутный аэропорт был открыт в 1944 году, до этого существовал речной гидроаэропорт.
ВПП 06/24 размерами 1657х42 м с грунтовым покрытием.
История аэропорта Бодайбо началась практически одновременно с развитием авиации в молодой советской России.
В августе 1928 года на р. Витим состоялось официальное открытие воздушной авиалинии Иркутск-Бодайбо. Первый почтово-пассажирский рейс выполнялся с 10 по 13 августа, время полёта составило 13 часов 15минут. Всего за летнюю навигацию 1928 года было выполнено 4 рейса.
Перед управлением Сибирских воздушных линий встала задача организации регулярных рейсов не только летом, но и зимой. На р.Витим стали готовить на льду взлётно-посадочную полосу. 16 января 1929 года пилот Кальвиц с бортмехаником Савиным выполнили зимний 27-дневный перелёт Иркутск-Бодайбо-Иркутск на трёхместном самолете с необогреваемой кабиной. Этим полётом была открыта зимняя воздушная трасса.
В начале 30-х гг. «Лензолото» приобрело собственные гидропланы, которые стали базироваться на правом и левом берегах реки Витим.
Для регулярных рейсов летом и зимой требовался также и сухопутный аэродром. Приказам №108 от 22 мая 1938 года управляющего трестом «Лензолото», для производства топографических работ по съёмке площадки сухопутного аэродрома были выделены топограф и съёмщик, в восточной части города началось устройство взлетно-посадочной полосы. Одновременно Ленская авиа-гидролиния просуществовала до 1943 года.
В 1944 году в Бодайбо была введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса для полётов. Воздушный транспорт стал для жителей Бодайбинского района повседневным, привычным средством передвижения.
В апреле 1962 года приказом по управлению была создана отдельная Бодайбинская авиаэскадрилия. Строится штаб отряда, пилотская, автобаза, здание АТБ. В 1964 г. аэропорт стал принимать самолёты Ил-12. Бодайбинские пилоты стали обслуживать самые отдалённые и труднодоступные районы, прииски и посёлки – Светлый, Хомолхо, Перевоз, Бульбухта и другие.
В 1975 году получены первые два Ми-8, это был период расцвета авиапредприятия.
Конец 80-х, начало 90-х годов проводятся работы по переучиванию лётного состава на самолёты Ан-24Т которые приобрело объединение «Лензолото», а также на самолёты Ан-26. Были установлены прямые пассажирские рейсы по маршруту Бодайбо-Иркутск-Бодайбо, чартерные до г. Новосибирска. За годы своей деятельности, Бодайбинское авиапредприятие накопило большой опыт лётной работы в сложных северных условиях. Состояние материальной базы и техническое оснащение предприятия, а также высокий уровень знаний лётного и технического состава, позволял авиапредприятию выполнять работы высокой сложности и большого объёма. Но конец 90-х характерен сокращением работ, предприятие испытывает трудности с заказами, начинается сокращение лётного и личного состава.
В 2002 году Государственное Бодайбинское авиапредприятие пройдя процедуру банкротства преобразовано в Бодайбинское авиапредприятие ЗАО «Ленсиб».
АО «Аэропорт Бодайбо» создано 4 марта 2020 года в результате реорганизации ЗАО «Ленсиб» в форме выделения из него общества. С 11 ноября 2020 года АО «Аэропорт Бодайбо» приступило к осуществлению своей основной аэропортовой деятельности.
Реализация проекта «Строительство аэропортового комплекса (г. Бодайбо, Иркутская область)» позволит создать современную аэродромную инфраструктуру и значительно повысит уровень лётной безопасности аэропорта, а также в целом положительно скажется на развитии авиагавани, в том числе повлияет на увеличение пассажиропотока и пропускной способности за счет развития местной городской инфраструктуры и туризма. Через авиаузел также станет возможной более оперативная доставка вахтовиков для золотодобычи.
Аэропорт сможет принимать не только турбовинтовые воздушные суда класса Ан-24 и Ан-26, но и среднемагистральные самолеты типа ИЛ-114 и Sukhoi Superjet 100.
Ожидается, что после завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта объем пассажирских перевозок в аэропорту Бодайбо к 2030 составит порядка 85 тыс. человек в год.
Возведение объектов аэродромной инфраструктуры предусмотрено в федеральном проекте «Развитие региональных аэропортов», который является транспортной частью Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Сроки реализации проекта: 2022-2024 гг.
Генеральный подрядчик: АО «РОТЕК»
Главной особенностью данного аэродрома является его грунтовая взлетно-посадочная полоса, которая эксплуатируется с 1944 года. Во время таяния снега и дождя она становится непригодной, что влияет на регулярность авиасообщения.
В рамках проведения реконструкции планируется удлинение существующей грунтовой взлетно-посадочной полосы до 2200 м. и строительство новой искусственной взлётно-посадочной полосы (2150 метров), а также перрона и рулежной дорожки.
Проектом также предусмотрено строительство комплекса противообледенительной обработки воздушных средств, контрольно-пропускного пункта, аварийно-спасательной станции с командно-диспетчерским пунктом, площадки для метеорологического оборудования.