Международный аэропорт Челябинск (Баландино) имени И.В.Курчатова - аэропорт федерального значения, расположенный в 18 километрах северо-восточнее от центра г. Челябинска, в 2 километрах западнее посёлка Баландино и одноимённой железнодорожной станции.
15 августа 1930 года из Челябинска отправился первый пассажирский рейс по маршруту Свердловск-Челябинск-Магнитогорск. Именно этот день принято считать началом истории «Челябинского авиапредприятия».
Послевоенный рост Челябинска как крупного индустриального и культурного центра Южного Урала потребовал увеличения объема перевозок на воздушном транспорте. В 1948 году Главным Управлением гражданского воздушного флота было принято решение о перебазировании авиационного предприятия с военного аэродрома Шагол на новый гражданский аэродром Баландино.
В декабре 1962 года в «Баландино» была введена в эксплуатацию бетонная взлетно-посадочная полоса и перрон на 10 мест стоянок воздушных судов. Новая искусственная взлетно-посадочная полоса была рассчитана на приём воздушных судов типа Ил-18 и Ту-104. В 1974 году было построено новое здание аэровокзала (современный Зал вылета внутренних авиалиний). В 1986 году было завершено строительство отдельно стоящего здания Зала прилёта внутренних авиалиний. 5 июля 1994 года, распоряжением Правительства Российской Федерации, аэропорт «Челябинск» был открыт для выполнения международных полетов.
В 1999-2000 гг. Челябинская область стала обладателем современного аэропортового комплекса. Историческое здание аэровокзала было реконструировано, сегодня это Международный сектор аэровокзала. Аэропорт стал обладателем новой искусственной взлетно-посадочной полосы с комплексом средств посадки, соответствующим I категории по стандартам ИКАО.
31 мая 2019 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении аэропорту Челябинск имени Игоря Васильевича Курчатова.
В настоящее время аэропорт управляется компанией ОАО «Челябинское авиапредприятие».
Аэродром класса А и располагает одной взлётно-посадочной полосой длиной 3 200 и шириной 60 метров, позволяющей принимать воздушные суда любого типа.
Аэропорт Челябинск входит в 16 крупнейших аэропортов страны, способных обслуживать такие воздушные суда, как Boeing 747-800. Более 60% рейсов из аэропорта выполняется в Москву. С 2020 года областное правительство субсидирует региональные перевозки в Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Краснодар, Красноярск, Омск, Казань и Волгоград. В 2022 году аэропорт обслужил 8194 самолето-вылета и почти 2 млн. пассажиров.
В 2018 году началась реконструкция аэропорта для подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, которые состоялись в столице Южного Урала в 2020 году.
Построено новое обособленное здание площадью 16,7 тысяч квадратных метров с привокзальной площадью на 560 машиномест. Терминал увеличил площадь челябинского аэропорта в 2 с половиной раза и замкнул на себе все внутренние рейсы. Рабочая пропускная способность нового терминала - 900 пассажиров в час. Внутри терминала расположилась историческая экспозиция, посвященная жизни и работе создателя ядерного щита России Игоря Курчатова. Новый терминал начал работу 27 ноября 2019 года.
В соответствии с Государственной программой «Развитие транспортной системы РФ» был реализован проект реконструкции аэродрома. Построены три новые рулежные дорожки. На полосе было добавлено разворотное кольцо с магнитного курса 270. На ВПП, РД-C и РД-M1 установлено новое светосигнальное оборудование, которое позволило получить сертификацию по III категории ИКАО и обеспечило возможность посадки самолетов в любых метеоусловиях и в любое время суток.
Реализация проектов «Реконструкция аэропортового комплекса «Баландино» (г. Челябинск)» и «Реконструкция аэропортового комплекса «Баландино» (г. Челябинск) II этап строительства» осуществлялась в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Государственный заказчик: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
Заказчик-застройщик: ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)»
Генеральный подрядчик: АО «Центродорстрой» (АО ЦДС).
Срок реализации проекта: 2019 - 2021 год.
Внешний облик Международного аэропорта «Баландино» кардинально изменился после реализации проектов реконструкции и строительства: построен новый аэровокзальный комплекс, модернизирован аэродром, установлено современное светосигнальное оборудование. Максимальная пропускная способность аэропорта после проведения работ при пиковых нагрузках составляет 2,5 млн пассажиров в год и свыше тысячи пассажиров в час.