Самара


Международный аэропорт «Курумоч»

Международный аэропорт Курумоч – один из крупнейших аэропортов Поволжья, расположенный вблизи наиболее промышленно-развитых и густонаселенных городов не только Самарской области, но и всего Приволжского федерального округа с населением более 11 млн. человек. Международный аэропорт Курумоч - аэропорт федерального значения, он находится на пересечении важнейших транспортных магистралей, имеет развитую инфраструктуру и рассматривается как узловой аэропорт (хаб) в формирующейся в настоящее время базовой аэропортовой сети России. Сегодня из аэропорта Курумоч около 20 российских и зарубежных авиаперевозчиков осуществляют регулярные полеты более чем по 46 направлениям России, ближнего и дальнего зарубежья, и сеть маршрутов постоянно расширяется. Пассажиропоток в 2022 году составил 2,9 млн человек. Название аэропорта происходит от одноимённого села, расположенного в 7 км юго-западнее от аэропорта.

Официальной датой образования аэропорта считается 19 декабря 1957 года, когда был издан приказ Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУ ГВФ) об организации в составе Приволжского территориального управления аэропорта IV класса Курумоч.

К 1960 году аэропорт был построен и допущен к тренировочным полётам на самолётах Ил-18 и Ан-10. С февраля 1961 года в аэропорту стала базироваться отдельная эскадрилья самолётов Ан-10.

27 февраля 1961 года из аэропорта на самолёте Ан-10 впервые выполнен рейс Куйбышев-Москва (Шереметьево) с коммерческим грузом на борту.

Регулярные пассажирские перевозки открыты 15 мая 1961 года рейсом в аэропорт «Минеральные Воды» на самолёте Ан-10. Вскоре открыты регулярные пассажирские рейсы в Ленинград, Ташкент, Адлер, Тбилиси, Свердловск.

4 мая 1962 года в соответствии с приказом ГУ ГВФ от 23 апреля 1962 года Приволжским ТУ ГВФ организован 173-й объединённый отряд в составе одной авиаэскадрильи турбовинтовых самолётов Ан-10 и одной авиаэскадрильи поршневых самолётов Ли-2 и Ил-14 из состава 66-го объединённого авиаотряда (ранее базировавшейся в аэропорту Смышляевка).

19 июля 1963 года приказом Приволжского ТУ ГВФ 173-й объединённый авиаотряд преобразован в Куйбышевский объединённый авиаотряд (КуОАО) в составе летного отряда № 173 и аэропорта Куйбышев. В этом же году начата эксплуатация самолётов Ан-12 и Ту-124.

В 1970 году из аэропорта отправлено более 700 тысяч пассажиров и 27 000 тонн груза и почты.

В 1970-е годы в эксплуатацию поступили самолёты Ту-134, Як-40, Ту-154. 27 ноября 1974 года в Куйбышев прилетел первый Ту-154. А первый полет с пассажирами Ту-154 совершил уже на следующий день рейсом Куйбышев- Ленинград (Пулково).  Куйбышев-Москва (Домодедово)-Куйбышев, которые первоначально выполнялись самолётами типов Ту-124 и Ту-134, а с 1975 года самолётами типа Ту-154.

В 1986—1988 годы осуществляется реконструкция аэропорта, а также строительство большого числа новых объектов аэропортовой инфраструктуры.

В 1986 году завершено строительство второй ВПП (15/33), позволившей принимать самолёты Ил-86.

В 1990 году пассажиропоток аэропорта достиг рекордного уровня в 3,7 млн человек.

В 1992 году аэропорт получил статус международного. В 1993 году был построен и введён в действие первый международный терминал.

В 1993 году объединённый авиаотряд преобразуется в акционерное общество открытого типа «Авиакомпания Самара», а в 1994 году создаётся открытое акционерное общество «Международный аэропорт Самара» путём выделения из ОАО «Авиакомпания Самара».

За 1993 год аэропорт обслужил около 2 млн пассажиров. В последующие годы из-за экономического кризиса в стране годовые объёмы авиаперевозок аэропорта снизились и достигли 805 тысяч человек в 2000 году. Далее начался постепенный рост пассажиропотока.

В 2002 г. аэропорту возвращено историческое название Курумоч.

В 2003 году на территории аэропорта открылся современный бизнес-терминал.

В 2010 году впервые с середины 1990-х годов годовой пассажиропоток аэропорта перешагнул 1,5 млн. рубеж.

В декабре 2011 года стратегическим инвестором для развития аэропорта Курумоч был выбран холдинг «Аэропорты Регионов». Строительство нового аэровокзала Международного аэропорта Курумоч началось 19 июля 2013 года. Менее чем за полтора года был возведен новый аэровокзальный комплекс, включающий в себя: пассажирский терминал, грузовой терминал, объекты инженерно-технической инфраструктуры и парковку. Тестовая эксплуатация пассажирского терминала началась 19 января 2015, торжественное открытие состоялось 24 февраля 2015 года.

Новый аэровокзал Международного аэропорта Курумоч - первый «с нуля» успешно реализованный проект в рамках подготовки объектов транспортной инфраструктуры к проведению Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

В январе 2018 года введена в эксплуатацию реконструированная ВПП-2 (15/33).

31 мая 2019 года аэропорту присвоено имя Сергея Павловича Королёва.

Во время ЧМ-2018 в России, когда аэропорт установил рекорд по суточному пассажиропотоку (25 тыс.) и вышел на темпы работы московского аэропорта Внуково (взлётно-посадочные операции каждые 2,8 мин.), аэропорту был присвоен третий (наивысший) уровень координации IATA — 56 ВПО в час на двух ВПП, с круглосуточным режимом работы. 

В настоящее время аэродром располагает 54 стоянками для ВС, в том числе 10 - для ВС 1 класса (индекс 7), для ВС индекса 6 14 МС. Имеется 3 перрона.

На аэродроме имеется две взлётно-посадочные полосы (05/23 и 15/33), оборудованные современными системами посадки по приборам (ILS). ВПП 15 имеет оборудование категории IIIА ИКАО, что позволяет принимать воздушные суда всех используемых типов.

ВПП аэродрома почти перпендикулярны, что позволяет найти оптимальный курс для взлетно-посадочных операций с учётом направления ветра. Максимальная пропускная способность двух ВПП — 56 ВПО в час при простых метеоусловиях. Это возможно только при одновременном использовании ВПП 15 (посадка) и ВПП 23 (взлёт).

Пассажирский комплекс аэропорта представлен двумя терминалами: новым (сдан в эксплуатацию в январе 2015 года) терминалом площадью 42 600 квадратных метров пропускной способностью 2600 пассажиров в час и порядка 60 тысяч в сутки и старым - его пропускная способность достигает в пиковые часы 1500 пассажиров в час.

В год Самарский аэропорт способен обслужить до 10 (критический возможный объём потока - 20 миллионов в год) миллионов пассажиров. В период проведения ЧМ-2018 в аэропорту Курумоч был установлен рекорд. В сутки аэропорт обслужил 25 тысяч человек, притом что 16 из них прошло за 4 часа.) Терминал 1 оснащён 24 стойками регистрации, семью телескопическими трапами и шестью выходами к перронным автобусам для посадки и высадки пассажиров, четырьмя багажными каруселями-транспортерами (2 в зоне прилёта внутренних линий и 2 в зоне прилёта международных линий), автоматической системой сортировки багажа. В Терминале 2 расположены 10 стоек регистрации и 5 выходов к перронным автобусам.

Аэропорт обеспечивает оперативное техническое обслуживание всех принимаемых воздушных судов.

Проект «Реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч», г. Самара» реализован в рамках подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518 о подготовке и проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Основной целью проекта являлось увеличение пропускной способности аэропорта и обеспечение его соответствия требованиям к эксплуатации современных воздушных судов, а также подготовка аэропорта к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года. Реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропорта «Курумоч» осуществлена за счёт федерального бюджета.

Государственный заказчик: Росавиация (ФАВТ)

Заказчик-застройщик: ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)»

Генеральный проектировщик: ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»

Генеральный подрядчик: АО «Ирмаст Холдинг»

Срок окончания реализации проекта: 2018 г.

    В рамках реализации проекта выполнены следующие виды работ:
  • усиление торцевого участка с МКп-51 ИВПП-1;
  • реконструкция ИВПП-2 с устройством водосточно-дренажной сети (ВДС) и дооснащением светосигнальным оборудованием (ССО);
  • реконструкция пассажирского перрона (48 мест стоянки);
  • реконструкция сети рулёжных дорожек (РД-2 – РД-11) с сетью ВДС и дооснащением ССО;
  • строительство трёх аварийно-спасательных станций (АСС);
  • строительство очистных сооружений;
  • строительство патрульной дороги;
  • строительство периметрового ограждения;
  • оснащение взлётно-посадочной полосы радиотехническим оборудованием для обеспечения III-ей категории ИКАО с основного курса посадки (МКпос-150˚) и I-ой категории ИКАО со второстепенного курса посадки (МКпос-330˚);
  • переустройство магистрального газопровода в полосе воздушного подхода ИВПП-2.

Особенности проекта:
Аэропорт «Курумоч» является одним из аэропортов, которые принимали участников и гостей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Реконструкция аэропорта позволила обеспечить увеличение пропускной способности и необходимый уровень безопасности полётов. 


НОВОСТИ