Тренд 2023: Повышение экологичности транспортного сектора

11.01.2023

В последнее десятилетие все большую значимость приобретают экологические факторы, большое внимание уделяется научным разработкам и технологиям в области сохранения и защиты окружающей среды. Сегодня наиболее прогрессивные авиатранспортные узлы стремятся к сокращению вредных выбросов, проводят или уже провели оптимизацию системы планирования работы. Экологические факторы учитываются и при проектировании и реализации проектов по строительству новых и реконструкции действующих аэродромных комплексов.

Существует целый ряд мер, позволяющих существенно сократить вредные выбросы в окружающую среду и уменьшить расходы на эксплуатацию аэропорта. Разрабатываются специальные материалы: низкоуглеродный бетон, дерево, фотокаталитические мембраны, био-топливо, альтернативные источники энергии и прочее.

Например, для оптимизации затрат и сокращения факторов негативного влияния на окружающую среду аэропорты устанавливают систему сохранения энергии, заменяют освещение на светодиодное, внедряют новейшие цифровые платформы управления деятельностью аэропортовой и аэродромной инфраструктуры. Для движения по летному полю и перевозки пассажиров, а также для сообщения с городом автотранспорт заменяется на электрокары или транспорт работающий на биотопливе. Для достижения общей экологической нейтральности авиаузла необходим комплексный подход. Например, авиаузлам использующим комплексный подход к планированию движения авиатранспорта удается добиться сокращения прямых контролируемых выбросов CO2 на 20-40% и это немало в условиях городской среды. Аэропорт является неотъемлемой частью города и его транспортной инфраструктуры, а в случае крупного транспортного хаба он и сам развивается как урбанизированная среда, где внедряются принципы устойчивого развития, к которым стремятся крупные мегаполисы.

Разработкой проектов и мероприятий по охране окружающей среды в районе размещения аэропортов, вертодромов или вертолетных площадок, например, занимается головная проектная организация ФАВТ (Росавиация) - ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект». Целью данной работы является оценка воздействия на окружающую среду объектов воздушного транспорта. В частности, НИИ выполняется оценка существующего экологического состояния объектов воздушного транспорта, расчет и построение зон воздействия авиационного шума в районе аэропорта, расчет размеров и построение санитарно-защитных зон для аэропорта по факторам химического загрязнения и физического воздействия (авиационный шум, электромагнитное излучение ВС, загрязнение атмосферного воздуха). НИИ разрабатываются проекты нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения и так далее.

В настоящее время важную роль в укреплении технологической независимости страны играет развитие авиационной науки в соответствии с мировыми тенденциями, такими, как повышение экологичности летательных аппаратов, что возможно при использовании альтернативных видов горючего. К ним относятся криогенные топлива – жидкий водород и сжиженный природный газ. В сравнении с керосином они имеют существенно лучшие экологические характеристики. Однако есть и ряд недостатков, связанных с хранением в криогенной форме, – крайне низкие температура и плотность.

Эти свойства криогенного горючего не позволяют использовать традиционные топливные баки в крыле самолета.

Для решения этой проблемы в настоящий момент ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») исследуют легкий конвертируемый самолет (ЛКС) с криогенными топливными баками. Работа проводится в рамках НИР «Технологии-транспорт 2» по контракту с Минпромторгом РФ. Основная задача – снижение отрицательного влияния внешних криогенных емкостей на аэродинамическое качество, устойчивость и управляемость летательного аппарата.

tsagi.ru

 

Необходимо отметить, что вопросам перехода на экологичные виды транспорта в России уделяется сегодня много внимания. Так, в 2023 году к пилотному проекту по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта присоединятся ещё 28 регионов. Среди новых участников – Башкирия, Пермский край, Волгоградская, Костромская, Рязанская, Челябинская и Ярославская области. Всего в следующем году в эксперименте примут участие 40 российских регионов.

Пилотный проект по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта стартовал в 2022 году. В рамках его первого этапа уже реализуются проекты в Татарстане, Крыму и Севастополе, Краснодарском крае, а также в Ленинградской, Московской, Нижегородской, Воронежской, Сахалинской, Липецкой, Ростовской и Тульской областях.

Создание инфраструктуры для электрического транспорта предусмотрено утверждённой Правительством России «дорожной картой» по развитию производства и использования электрического транспорта. Она предполагает, что к 2030 году доля выпускаемых электромобилей в общем объёме производства транспортных средств достигнет 10%. Кроме того, к этому времени в России будет запущено не менее 72 тыс. зарядных станций.

government.ru

 

Наряду с этим Россия наладила производство и продажу первых отечественных электромобилей. ООО «Моторинвест» в конце октября 2022 года объявило о старте продаж российских электромобилей Evolute. Это первые электромобили, произведенные в России для российских потребителей. Модель линейки Evolute – седан i-PRO уже в наличии у официальных дилеров бренда. Дилерская сеть Evolute пока охватывает 6 российских регионов. Сегодня электромобили доступны в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Краснодаре, скоро в Ростове-на-Дону, Сочи и Симферополе.

ria.ru

Другие новости